Методика
личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного
русского языка
и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре
личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического
института
им. В. М. Бехтерева.
Диагностическая
цель: изучение
социально-психологических свойств
личности, ее самосознания.
ЛД
может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить
информацию
о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим
людям. В этом
отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических
методов – с
личностными опросниками и социометрическими шкалами.
От
личностных опросников он отличается краткостью и прямотой,
направленностью на
данные самосознания.
Некоторые
традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности,
могут
быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения,
доминантности -
тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно
важным
показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов,
пограничных
состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики
состояния в
процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д.
Краткость
метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в
комплексе с
иными диагностическими процедурами.
От
социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик
отношений и
большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно
рекомендовать
к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.
В
групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких
сторон
личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия
членами
группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение
зависимости от психотерапевта и т. д.
В
семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность
сопоставления
разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой,
которую
представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки
эмоциональной
привлекательности, статуса доминирования-подчинения и
уровня активности
членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться
варьирование
предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена»,
«моя
жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между
идеальным и
реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении
действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями
(недостаточная
эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.),
уяснить
роль ребенка в семейном конфликте.
Процедура
исследования
Испытуемому
предлагается оценить самого себя по отобранным чертам личности. Перед
началом
исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свои
личностные
качества по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком
соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой
сроки в
зависимости от выраженности признака».
Фамилия
И.О. ______________________ пол_____ возраст ______
1 . |
О |
+
|
Обаятельный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Непривлекательный |
-
|
2. |
С |
-
|
Слабый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Сильный |
+
|
3. |
А |
+
|
Разговорчивый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Молчаливый |
-
|
4. |
О |
-
|
Безответственный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Добросовестный |
+
|
5. |
С |
+
|
Упрямый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Уступчивый |
-
|
6. |
А |
-
|
Замкнутый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Открытый |
+
|
7. |
О |
+
|
Добрый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Эгоистичный |
-
|
8. |
С |
-
|
Зависимый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Независимый |
+
|
9. |
А |
+
|
Деятельный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Пассивный |
-
|
10. |
О |
-
|
Черствый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Отзывчивый |
+
|
11. |
С |
+
|
Решительный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Нерешительный |
-
|
12. |
А |
-
|
Вялый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Энергичный |
+
|
13. |
О |
+
|
Справедливый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Несправедливый |
-
|
14. |
С |
-
|
Расслабленный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Напряженный |
+
|
15. |
А |
+
|
Суетливый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Спокойный |
-
|
16. |
О |
-
|
Враждебный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Дружелюбный |
+
|
17. |
С |
+
|
Уверенный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Неуверенный |
-
|
18. |
А |
-
|
Нелюдимый
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Общительный |
+
|
19. |
О |
+
|
Честный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Неискренний |
-
|
20. |
С |
-
|
Несамостоятельный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Самостоятельный |
+
|
21. |
А |
+
|
Раздражительный
|
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Невозмутимый |
-
|
1. Значения фактора Оценки
(О)
результаты свидетельствуют об уровне
самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что
испытуемый
принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя
позитивных,
социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен
собой.
Низкие
значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому
себе,
его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений,
особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.
Особо
низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных
невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности
своей
личности.
При
использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О
интерпретируется как
свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один
человек
в восприятии другого. При этом
положительные
(+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому
объекту
оценки, отрицательные (-) – его отвержению.
2. Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о
развитии волевых
сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие
значения
говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать
на
собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о
недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии
поведения,
зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки
свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных
оценках
фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они
воспринимаются
субъектом оценки.
3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как
свидетельство
экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на
высокую
активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на
интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные
реакции.
Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных
особенностей друг
друга.
При
интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о
том,
что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления
человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь
частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе
имеют
первостепенное значение.