На главную         Методы оценки персонала, тесты




Тест

Личностный дифференциал

 

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

 

Диагностическая цель: изучение социально-психологических  свойств личности, ее самосознания.

 

Использование метода ЛД

    ЛД может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами.

    От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания.

Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности - тревожности и экстраверсии - интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

    От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

    В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка), между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования-подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

 


Процедура исследования

Испытуемому предлагается оценить самого себя по отобранным чертам личности. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свои личностные качества по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой сроки в зависимости от выраженности признака».

 

 

 

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И.О. ______________________ пол_____ возраст ______

 

1 .

О

+

Обаятельный

3

2

1

0

1

2

3

Непривлекательный

-

2.

С

-

Слабый

3

2

1

0

1

2

3

Сильный

+

3.

А

+

Разговорчивый

3

2

1

0

1

2

3

Молчаливый

-

4.

О

-

Безответственный

3

2

1

0

1

2

3

Добросовестный

+

5.

С

+

Упрямый

3

2

1

0

1

2

3

Уступчивый

-

6.

А

-

Замкнутый

3

2

1

0

1

2

3

Открытый

+

7.

О

+

Добрый

3

2

1

0

1

2

3

Эгоистичный

-

8.

С

-

Зависимый

3

2

1

0

1

2

3

Независимый

+

9.

А

+

Деятельный

3

2

1

0

1

2

3

Пассивный

-

10.

О

-

Черствый

3

2

1

0

1

2

3

Отзывчивый

+

11.

С

+

Решительный

3

2

1

0

1

2

3

Нерешительный

-

12.

А

-

Вялый

3

2

1

0

1

2

3

Энергичный

+

13.

О

+

Справедливый

3

2

1

0

1

2

3

Несправедливый

-

14.

С

-

Расслабленный

3

2

1

0

1

2

3

Напряженный

+

15.

А

+

Суетливый

3

2

1

0

1

2

3

Спокойный

-

16.

О

-

Враждебный

3

2

1

0

1

2

3

Дружелюбный

+

17.

С

+

Уверенный

3

2

1

0

1

2

3

Неуверенный

-

18.

А

-

Нелюдимый

3

2

1

0

1

2

3

Общительный

+

19.

О

+

Честный

3

2

1

0

1

2

3

Неискренний

-

20.

С

-

Несамостоятельный

3

2

1

0

1

2

3

Самостоятельный

+

21.

А

+

Раздражительный

3

2

1

0

1

2

3

Невозмутимый

-


 

Обработка результатов

Полученные данные (отмеченные испытуемым баллы) суммируются по трем шкалам: О (оценка), С(сила), А (активность). При этом учитывается знак (« + » или « - » ), стоящий рядом с каждым признаком. Результаты могут находиться в интервале от –21 до +21 балла.

 

Интерпретация результатов:

1. Значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом

положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.

 

2. Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

 

3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

 




Hosted by uCoz