Минимальный
размер оплаты труда
С 1 сентября 2007 года увеличивается минимальный размер оплаты труда
(МРОТ).
"О внесении в Федеральный закон "О
минимальном размере оплаты труда"
и другие
законодательные акты Российской
Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ.
Официально опубликован в "Российской газете" 24 апреля 2007
года.
С 1
сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда, применяемый для
регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной
нетрудоспособности, установлен в сумме 2 300 рублей в месяц.
Однако в связи с принятием данного
закона не допускается снижение
тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной
платы, а
также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного
характера, в
том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в
особых
климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному
загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных
до 1
сентября 2007 года.
Данным законом внесены изменения в
Трудовой кодекс Российской Федерации,
связанные с применением минимального размера оплаты труда в трудовых
отношениях.
Часть вторая статьи 129 ТК РФ, которой
для целей трудового
законодательства вводилось понятие минимальной заработной платы, из ТК
исключена. Теперь в Трудовом кодексе применяется только понятие
"минимальный размер оплаты труда".
Статьей 133 ТК также уточнено, что
минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом, обеспечивается организациями,
финансируемыми
из федерального бюджета, организациями, финансируемыми из бюджетов
субъектов
Российской Федерации, организациями, финансируемыми из местных
бюджетов, не
только за счет бюджетных средств соответствующего уровня, но и за счет
внебюджетных средств, а также средств, полученных от
предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности.
Утратила силу четвертая часть данной
статьи, которой устанавливалось, что
размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых
окладов
(базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по
профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже
минимального размера оплаты труда.
С 1 сентября 2007 года новой статьей
133.1 Трудового кодекса РФ
предусмотрена возможность устанавливать в отдельном субъекте федерации
свой,
особый размер минимальной заработной платы.
Такой размер может быть
установлен региональным соглашением о минимальной заработной плате.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
обеспечивается:
После заключения
регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель
уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации
предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории
этого
субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного
соглашения, присоединиться к нему.
Текст соглашения публикуется
в официальном источнике. Там же печатается обращение к работодателям
региона с
предложением присоединиться к соглашению, то есть выплачивать зарплаты
не ниже
регионального минимума. При этом новый минимум не распространяется на
организации, финансируемые из федерального бюджета. Кроме того, он не
учитывается при расчете социальных пособий – там по-прежнему
используется
федеральный МРОТ.
Если работодатель согласен
соблюдать региональный минимум, то никаких действий от него не
требуется.
Считается, что соглашение распространяется на него со дня официального
опубликования.
Если же работодатель решил,
что не имеет возможности повысить зарплаты
до регионального минимума, то ему необходимо написать
отказ в адрес
соответствующего органа исполнительной власти.
На это отводится 30 дней, считая с момента официальной
публикации.
К отказу нужно приложить
протокол консультации с профсоюзом. А также план постепенного повышения
заработной платы до регионального минимума. Далее комиссия решит,
насколько
мотивирован этот отказ.
В случае отказа работодателя
присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной
плате
руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта
Российской
Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и
представителей выборного органа первичной профсоюзной организации,
объединяющей
работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием
представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Представители работодателя, представители выборного органа первичной
профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней
комиссии
обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов
работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной
заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта
Российской Федерации в соответствующий территориальный орган
федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение
государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Проигнорировать
региональный минимум коммерческой компании будет трудно. Отказ требует
проведения серьезной бюрократической процедуры, когда работодатель
должен будет
убедить целый ряд чиновников, что не может повысить зарплату.
Представитель
одного из регионов заметил, что на практике «отказы едва ли пройдут».
Однако не всегда
соглашения о минимальной зарплате в рамках социального партнерства
является
обязательным для всех коммерческих организаций субъекта РФ. Это зависит
от
некоторых нюансов регионального законодательства. Поэтому сейчас те
субъекты
РФ, где действуют «слабые» соглашения (не обязательные для всех),
стремятся
принять новое трехстороннее соглашение – в рамках Федерального закона №
54-ФЗ.
А там, где региональный минимум существовал и раньше, причем для всех
коммерческих организаций, смысла принимать еще одно соглашение не
видят. В
частности, такими регионами являются Москва, Воронежская область,
Курганская
область и ряд других.