Бюджет: принципы защиты
Бюджетирование расходов
на персонал организации является
одной из компетенций директора по кадрам. Бюджет
Hr-подразделения
проектируется на основании ежегодного плана
работы с персоналом, который, в свою очередь, составляется с учетом
бизнес-целей компании. Чтобы защитить бюджет службы персонала перед
акционерами
предприятия, необходимо обосновать всего два аспекта:
- важность статей расходов
- и целесообразность предлагаемого объема затрат
Как же справиться с
этими задачами наилучшим образом?
Структура бюджета
Существуют следующие
варианты классификации расходов на
персонал:
- по их типу
- по виду hr-деятельности
(подбор,
обучение
и т.д.).
К примеру, расходы на поездку внутреннего тренера для
проведения занятий с сотрудниками регионального офиса в первом случае
будут
отнесены к статье «Командировки» а во втором – «Обучение персонала».
Второй
способ классификации затрат удобнее, потому что Hr-директору в этом случае легче
обосновать расходы на поездки специалистов с конкретной целью –
обучения
работников, чем общую сумму затрат на все командировки (для подбора
сотрудников, проведения кадрового аудита регионального
представительства и
т.д.).
По направления
деятельности статьи бюджета службы кадров
можно классифицировать, например, так:
- формирование ФОТ для оплаты труда штатных сотрудников и
работников, привлекаемых по договорам подряда;
- начисление социальных льгот и бенефитов – обязательных
(выплат по листкам временной нетрудоспособности, пособий при рождении
ребенка и
на период отпуска по уходу за ним и др.) и дополнительных, т.е.
предоставляемых
компанией (медицинского и других видов страхования, займов, оплаты
мобильной
связи, использования служебной автомашины и т.д.);
- организация корпоративных мероприятий – празднований
Нового года и дня рождения компании, проведения соревнования «Лучший
сотрудник,
конкурсов для детей работников и т.д.;
- ведение кадрового делопроизводства – приобретение трудовых
книжек и вкладышей, оформление документов иностранных граждан;
- подбор персонала – работа с агентствами, размещение
объявлений о вакансиях в СМИ и Интернете, проведение обзоров рынка
труда и
т.д.;
- развитие сотрудников – организация внутреннего учебного
центра, взаимодействие с тренинговыми компаниями, обучение иностранному
языку и
работе на компьютере;
-обеспечение деятельности
Hr-службы – подписка на специализированные журналы,
приобретение книг.
Бюджет – документ,
всегда состоящий из нескольких страниц.
Поэтому рекомендуется представлять его на рассмотрение в
следующем виде:
на первой странице – сжатая информация, содержащая
наименование статей и совокупную сумму расходов;
далее – расшифровка каждой из статей с пояснениями, к
которым члены бюджетного комитета обратятся в случае необходимости.
Обосновать расходы несложно, если Hr-директор может предоставить информацию о предполагаемой экономической эффективности вложений.
На практике рассчитать отдачу инвестиций в кадры (Return on Investment – ROI) оказывается затруднительно в связи с тем, что в кадровом сообществе нет единого мнения о том, какие расходы можно отнести к затратам, а какие – к вложениями в персонал. Поэтому размер ROI может быть спрогнозирован для отдельных Hr-проектов, которые являются инвестиционными, например, для подготовки кадрового резерва на одну или несколько должностей или для организации дистанционного обучения.
Так, при расчете ROI проекта по запуску системы E-learning (дистанционного обучения) в графе затрат будет отражена стоимость технического оснащения (модернизации компьютеров, подключения к внутренней сети и Интернету), приобретения и/или разработки специальных программ, а также рабочего времени обучающихся, которое будет потрачено на прохождение курсов, и наставников и т.д. в графе доходов отражаются сэкономленные средства по данному проекту на проведение аудиторных тренингов.
Итак, ROI будет рассчитываться по формуле:
Расходы на проект
Стоимость реализации продукта
Предположим, сеть магазинов, торгующая продуктами питания, активно развивается, и стратегическим приоритетом для нее на предстоящий год является открытие новых торговых точек. Тогда самой насущной задачей Hr-службы будет подбор руководителей для новых магазинов. Один из вариантов решения проблемы – подготовка кадрового резерва на эти позиции. В данном случае, чтобы обосновать расходы, которые будут включать стоимость проведения оценочных мероприятий, обучения (работу внутренних тренеров или внешних провайдеров) и т.д., можно показать их в сравнении с суммой затрат на поиск и найм «готовых» специалистов силами сотрудников службы персонала и внешних консультантов.
Еще одним важным
аргументов для обоснования затрат являются
данные бенчмаркинга в сфере управления персоналом.
Бенчмаркинг
– особая
процедура поиска, изучения и внедрения в деятельность организации
технологий,
стандартов и методов управления лучших компаний-аналогов. Наиболее
распространенные виды бенчмаркинга:
- внутренний –
сравнение работы подразделений компании;
- конкурентный –
сравнение своей фирмы с конкурентами;
- общий –
сравнение организации с непрямыми конкурентами;
- функциональный
– сравнение по функциям (продажи, закупки и
т.д.).
Для их получения проводится сравнительный анализ компаний
одного масштаба или отрасли. Информация об объеме ежегодных расходов
фирмы-конкурента
на подбор линейных руководителей через кадровые агентства может быть
ключевой
для организации, которая только планирует ввести данную статью в
бюджет. Одним
из источников в этом случае могут стать периодические обзоры
консалтинговых
компаний, включающие информацию о размере заработных плат и схемах
предоставляемых льгот предприятиями отрасли. В случае когда требуемые
данные
недоступны, директору по персоналу важно знать объем расходов своей
компании за
прошлые периоды и понимать из зависимость от таких параметров, как
размер общих
затрат предприятия, его оборот и прибыль, численность персонала. Также
он
должен обосновать необходимость увеличения расходов в связи с развитием
компании.