Тест «Сложные аналогии»
Диагностическая
цель: определение степени доступности понимания сложных
логических
отношений и выделение абстрактных связей.
Предназначается для
испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Процедура
тестирования: В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из
которых присущи
определенные отношения:
-
«овца
– стадо» - часть и целое
-
«малина
– ягода» - определение
-
«море
– океан» - количественное различие
-
«свет
– темнота» - противопоставление
-
«отравление
– смерть» - причина и следствие
-
«враг
– неприятель» - синонимы
Тест состоит из 20 пар слов –
логических
задач, которые предлагается решить испытуемому. Необходимо определить,
какой из
шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему
поможет
«Образец», в котором приводятся образцы использующихся типов связи и их
буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить
отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в
таблице
«Образец» - пару слов с такой же логической связью, а после этого
отметить в
ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному
аналогу из
таблицы «Образец». Время выполнения задания
- 3 минуты.
Материал
к тесту
Образец
А. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
В. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель
1.
Испуг –
бегство
А Б В Г Д Е
2. Химия –
наука
А Б В Г Д Е
3. Правильно –
верно А Б
В Г Д Е
4. Грядка –
огород
А Б В Г Д Е
5. Пара –
два
А
Б В Г Д Е
6. Буква –
слово
А Б В Г Д Е
7. Бодрый –
вялый
А
Б В Г Д Е
8. Свобода –
воля
А Б В Г Д Е
9. Страна –
город
А Б В Г Д Е
10. Похвала –
брань
А Б В Г Д Е
11. Месть –
поджог
А Б В Г Д Е
12. Девять –
число
А Б В Г Д Е
13. Плакать –
реветь А Б
В Г Д Е
14. Глава –
роман
А Б В Г Д Е
15. Покой –
движение А
Б В Г Д Е
16. Смелость –
геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада –
мороз А Б В
Г Д
Е
18. Обман –
недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение –
искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка –
шкаф
А Б В Г Д Е
Ключ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Д |
Б |
Е |
А |
Е |
А |
Г |
Е |
В |
Г |
Д |
Б |
Е |
А |
Г |
Е |
В |
Д |
Б |
В |
Оценка
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество
правильных ответов |
19 |
18 |
17 |
15 |
12-14 |
10-11 |
8-9 |
7 |
6 |
Анализ
результатов
Если испытуемый правильно,
без особого труда решил все задания и логически объяснил все
сопоставления, это
дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных
логических связей.
Если испытуемый с трудом
понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после
тщательного
анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзывании
умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности
рассуждений, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей,
о ложном
понимании аналогии логических связей.
Наиболее информативное значение
имеют рассуждения испытуемого.
Обычно наибольшую трудность
вызывает соотношение понятий «прохлада –
мороз».