На главную


А


Аксиология - наука о ценностях; в кадровом менеджменте - изучение корпоративных ценностей.

Амортизация (Depreciation) - периодическое списание стоимости материальных долгосрочных активов в течение их полезного сока использования. Отражается на специальном счете «Накопленная амортизация» (Accumulated depreciation).

Амортизируемая стоимость (Depreciable cost) - стоимость долгосрочных активов, подлежащая амортизации. Равна первоначальной стоимости минус оценочная ликвидационная стоимость (Disposal value).

Анализ текучести кадров — предусматривает изучение процессов текучести с количественной и качественной стороны, которая характеризуется причинами, мотивами и факторами текучести. Причины текучести кадров: профессионально-квалификационные; организация и условия труда; личностные; уровень удовлетворенности материальными благами; отношения в коллективе; прочие.

Антиципация - предвосхищение, чаще всего интуитивное предвидение возможных будущих событий на основе наметившихся тенденций.

Аутентичность – подлинность

Аутстаффинг (outstaffing) – кадровая технология, при которой компания–провайдер услуг оформляет в свой штат уже существующий персонал компании-клиента. При этом права и обязанности работодателя переходят к провайдеру услуги, в то время как сами сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои функции.



Б

Бенчмаркинг – особая процедура поиска, изучения и внедрения в деятельность организации технологий, стандартов и методов управления лучших компаний-аналогов.
Наиболее распространенные виды бенчмаркинга:
- внутренний – сравнение работы подразделений компании;
- конкурентный – сравнение своей фирмы с конкурентами;
- общий – сравнение организации с непрямыми конкурентами;
- функциональный – сравнение по функциям (продажи, закупки и т.д.).

«Белые воротнички» (white-collar workers) - Сначала в США, а потом и во всем мире так стали называть людей умственного труда, непроизводственный персонал (инженеры, менеджеры всех мастей, чиновники, юристы, банковские служащие, экономисты, финансовые директора, бухгалтеры и т.д.). Люди этих профессий могут надевать на работу светлые вещи, не боясь запачкаться.

Бизнес-компетенция - деловое качество, обеспечивающее успешное решение определенных производственных задач. Не следует путать "КОМПЕТЕНЦИЮ" и "КОМПЕТЕНТНОСТЬ". Первое указывает на то, какие требования предъявляет организация к работнику, второе - на то, соответствует ли работник этим требованиям.

Бихевиоральный - поведенческий подход к управлению персоналом. Например, в бихевиоральном интервью вопросы касаются не чувств или субъективных взглядов работника (кандидата), а исключительно событий реальной трудовой биографии - поступков.

Бэкграунд - основа, база. Термин используется в контексте разговора о базовом образовании работника. Говорят об "образовательном бэкграунде", но часто слово "образовательный" вообще опускается.

Бэк-офис – сотрудники компании, занимающиеся внутренней деятельностью компании (аналитика, финансы)



В


Валидизация (валидация) - проверка пригодности какой-либо процедуры (например, тестирования персонала) для достижения поставленных целей.

Валидность (теста) - комплексная характеристика, определяющая меру соответствия того, насколько методика соответствует поставленным задачам.


Веблиография - рекомендуемый список сайтов как средство ориентации в электронных ресурсах.

Верификация - проверка достоверности информации путем сличения с информацией из источника, достоверность которого считается доказанной.

Внешняя референция– ориентирование на мнение окружающих, объективные результаты, принятые нормы, общественное мнение (для исполнительских позиций, для работы, связанной с постоянным соответствием ожиданиям клиента (например, секретарь, продавец, оператор). Это означает, что человек очень легко поддается чужому влиянию, ему трудно отказать другим, он очень сильно нуждается в советах.

Внутренняя референция - ориентирование на собственное мнение, видение, позицию (подходит для людей, выполняющих контролирующие функции: юрист, финансовый контролер, редактор, налоговый инспектор, аудитор). Человек готов отстаивать свою точку зрения, не обращая внимания на одобрение других людей, в противном случае им будет тяжело выполнять свои функции.

Восстановительная стоимость, затраты на замену (Replacement cost) - сумма, за которую можно на данный момент приобрести аналогичный актив в таком же состоянии.



Г


Грейдинг - система должностных разрядов, отличается от отечественных классификаций должностей, в первую очередь, тем, что объединяет все должности организации в единую систему, формирует единую систему координат. В один разряд могут входить должности одного уровня из самых разных подразделений компании.



Д


Деловая игра (дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.) - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной.

Деловая репутация (Goodwill) - разница между фактическими затратами на приобретение компании и справедливой стоимостью чистых активов.

Демотические знаковые языки - часто используемые жесты в определенных ситуациях (покрутить пальцем у виска - сошел с ума; провести ладонью по горлу - сыт по горло).

Дискриминативность (теста) — способность теста дифференцировать испытуемых относительно максимального и минимального результатов теста, ранее полученных на выборке, а также дифференцировать отдельных испытуемых по уровню выполнения задания.


Дистресс - глубокий и продолжительный физиологический спад активности, вызванный длительным пребыванием работника в условиях стресса (напряжения).

Долгосрочные или внеоборотные активы (Long-term assets, noncurrent assets) - активы, от которых ожидается экономическая выгода в течение нескольких лет. Сюда включаются долгосрочные инвестиции, основные средства, нематериальные активы.

Должностная инструкция — нормативный документ, регламентирующий назначение и место работника в организации, его функциональные обязанности, права, ответственность и нормы поощрения. Должностные инструкции разрабатываются по каждой должности в соответствии со штатным расписанием и являются логическим продолжением и развитием положения о структурном подразделении. Они утверждаются руководителем организации. Основными разделами должностной инструкции являются: общая часть, карта функциональных обязанностей, права, ответственность, поощрение.

Должностной оклад - выраженный в денежной форме размер оплаты труда служащего за выполнение закрепленных за ним функциональных обязанностей.

Доплаты - выплаты, начисляемые работникам к окладам (тарифным ставкам) за особые условия труда или режим работы

Дресс-код (
dress code) – принятые правила внутреннего распорядка компании, касающиеся внешнего вида сотрудников


Е


ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих


З


«Золотые воротнички» - это ученые, уникальные специалисты и наиболее успешные бизнесмены.

«Золотое рукопожатие» — метод стимулирования добровольного увольнения из организации лишних работников. Намеченным к увольнению работникам предлагают дополнительные компенсационные выплаты и выходные пособия, размеры которых значительно выше официально положенных при увольнении. Такая политика позволяет работодателям избежать лишних проволочек из-за необходимости консультаций с профсоюзами и получения разрешения от властей, минимизировать проявления недовольства со стороны увольняющегося сотрудника, а также приобрести свободу при выборе кандидатов на увольнение.



И

Интеракция - взаимодествие и воздействие людей друг на друга в процессе межличностных отношений, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

К


Квалификационный разряд - характеризует уровень достигнутой квалификации рабочего и определяется на основе Единого тарифного квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Квалификационные категории -  характеризуют уровень квалификации, достигнутый управленческим персоналом,  и определяются на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Кейс-метод - метод обучения или оценки готовности, основанный на обучающих примерах реальных проблемных ситуаций (случаев), возникающих в работе.

Кинесика (греч. kinesis - движение) - совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Термин был введен американским психологом Р.Бердуистеллом.

Компенсационный пакет - принятый в организации стандартный комплекс материальных и нематериальных вознаграждений работнику за сам факт его принадлежности фирме. Обычно КП включает оплату транспортных расходов во время местных командировок, оплату мобильной связи, курсов повышения квалификации, медицинская страховка, абонемент в спортзал и т.п. Размеры и состав КП зависят от уровня состоятельности и кадровой политики организации. КП - инструмент, удерживающий работника в организации.

Компетентность - способность человека справляться с решением разнообразных задач, как стандартных, так и нестандартных, как в пределах, так и на границах его компетенции (области ответственности).

Компетенция - требование организации к работнику, предписывающее ему ответственность за определенный результат на определенном участке в организации (в рамках определенной "области ответственности"). Второе значение - желательный для организации стандарт поведения в определенной должностной роли (бизнес-ситуации), обеспечивающий успешное достижение организацией своих целей.

Конверсия персонала - переобучение высвобождаемых работников.

Контент-анализ - анализ документов, законов, процедур, используемых в работе. Определяет основные знания и информацию, используемые при выполнении работы. Источником информации могут быть руководства, документы или нормы.

Контроллинг персонала - концепция управления персоналом, интегрированная с ориентированным на качественный анализ контроллингом экономического и социального компонентов эффективности. Основными функциями контроллинга персонала являются:
- анализ задействования персонала и достигнутых за счет этого результатов;
- координация планирования персонала с другими сферами планирования;
- создание и поддержание целеориентированной интегрированной базы данных по персоналу.

Конформность – внешняя податливость индивида групповому давлению при сохранении внутренней позиции.

«Коричневые воротнички» - сфера обслуживания (когда-то в Америке гостиничный персонал носил коричневую форму).

 
Корпоративная культура (организационная культура предприятия) - свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией, стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компоненты корпоративной культуры: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов;
действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, ритуалы.

Коучинг - наставничество, система внешнего содействия тому, чтобы работник осознавал, что, зачем и как он делает и на базе этого повышал производительность.
В контексте бизнеса коучинг означает повышение эффективности деятельности на работе путем превращения того, что делают люди, в учебную ситуацию по определенному плану и под руководством коуча (наставника). Первым и главным принципом коучинга является установка, что каждый человек имеет все необходимое, чтобы быть успешным во всех областях жизни.


Л

Линейный менеджер - руководитель, имеющий в прямом подчинении группу исполнителей. ЛМ - руководитель, обеспечивающий основной производственный процесс, то есть руководитель над группой исполнителей, занятых основным производством и составляющих кадровую основу штатного подразделения предприятия. Главные функции ЛМ: управление людьми, мотивация и развитие персонала. Следует отличать ЛМ от руководителей различных проектных функциональных групп и вспомогательных служб.

Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). В отдельных случаях сильно развитый внутренний локус контроля приводит к некоторой замкнутости на себе "чрезмерному самообвинению" и "внутренним конфликтам", которые, при условии нормального течения, тем не менее, способствуют личностному росту.


М


Мерчендайзинг (от англ. Merchandise - товары) – относительно новое течение в торговом маркетинге, переводится как «искусство торговать». Это целый комплекс мероприятий, которые проводятся в торговом зале с целью увеличения продаж и активного продвижения того или иного продукта. Различают два вида мерчендайзинга: визуальный и коммуникативный. Визуальный включает в себя выбор места торговой точки, оформления наружных вывесок и витрин магазина дизайн всего помещения, расположение товаров, упаковку и маркировку товаров, оформление ценников и т.д. Коммуникативный мерчендайзинг посвящен правилам и тонкостям общения продавца с покупателями.

Месячный фонд заработной платы – это суммарные денежные средства, которые предусмотрены штатным расписанием и системой оплаты, действующими на предприятии, для выплаты работникам.

Мета-программы – это внутренние установки, способы мышления человека, на основании которых строится его поведение. Это фильтры восприятия и мышления, задающие деление информации на значимую и второстепенную. В дальнейшем принятие решений осуществляется на основании информации, уже прошедшей этот фильтр.

Метод единицы эксплуатации, производственный метод (Production method) - метод расчета амортизационных отчислений, основанный на данных о фактическом использовании долгосрочных активов за конкретный период (например, о пройденных километрах, проработанных часах, произведенных единицах продукции).

Методы начисления амортизации (Depreciation methods) -основные методы: равномерного списания (линейный), уменьшаемого остатка и метод суммы изделий (или единиц продукции).

Метод прямолинейного списания (Straight-line method) - один из основных методов начисления амортизации, согласно которому амортизируемая стоимость актива (первоначальная стоимость минус ликвидационная стоимость) равными частями списывается в течение полезного срока службы.

Метод суммы чисел лет (Sum-of-the-years’ digits method) - основан на сложении чисел лет полезного срока службы актива.

Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
Административные ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы воздействуия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические и социально-психологические - носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих меодов и трудно определиь силу их воздействия и конечный эффект. Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, на использовании экономического механизма управления.
Социально-психологические - основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, соцпотребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Метод уменьшаемого остатка (Declining-balance method, Diminishing balance method) - метод ускоренного начисления амортизации.

Миссия - краткая формулировка основных целей и ценностей, принятых в организации. Наличие миссии позволяет добиться более высокого взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации, а также более осмысленной трудовой мотивации.

«
Мозговой штурм» (англ. brainstorming) - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».
На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Мониторинг - отслеживание, сбор и анализ текущей информации, позволяющие прослеживать динамику изменений, например, рост или снижение производительности труда, уровень мотивации сотрудников, текучесть кадров и т.п. Мониторинг выявляет тренды - устойчивые тенденции в направленности изменений.

Моральный износ, устаревание (Obsolescence) - процесс, когда полезность долгосрочного актива уменьшается из-за того, что создан аналогичный объект с улучшенными свойствами. Или по другим причинам, не связанным с физическими условиями использования актива.

Мотивация (от фр. Motif - побуждение) - побуждение к действию.
Динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Содержательные теории мотивации - система научных исследований, уделяющая внимание содержанию факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся: теория поребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория Фредерика Герцберга, теории Клейтона Альдерфера и Дэивида Мак-Клелланда. В содержательных теориях мотивации производится группировка потребностей и их иерархия.
Теория А.Маслоу - существует 5 потребностей: физиологические, потребность безопасности, потребность принадлежать к социальной группе, потребность признания и уважения, потребность самовыражения.
Теория существования, связи и роста К.Альдерфера - потребности человека объединены в 3 группы: потребности существования, потребности связи, потребности роста.
Теория приобретенных потребностей Д.Мак-Клелланда - потребность достижения, потребность соучастия, потребность властвования. Для успеха менеджера наибольшее значение  имеет развитая потребность властвования.
Теория двух факовро Ф.Герцберга - представляют 2 фактора: условия труда и мотивирующие факторы.
Факторы условия труда - политика фирмы, условия работы, заработная плата, межличностные отношения в коллективе, степень непосредственного контроля за работой.
Мотивирующие факторы - успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы.




Н


Надбавки к заработной плате – выплаты сверх установленного должностного оклада, которые стимулируют работников к достижению более высоких производственных показателей, повышению профессионального мастерства и производительности труда.

Надежность (теста) - это устойчивость результатов теста к действию случайных посторонних факторов при проведении повторного тестирования.

Неденежная мотивация - совокупность направляющих и побуждающих поведение человека факторов, не являющихся прямыми денежными выплатами.

Нематериальные активы (Intangible assets) - долгосрочные активы, не обладающие физическим выражением, но имеющие ценность, основанную на правах и привилегиях собственника.




О


ОКЗ - Общероссийский классификатор занятий.

Оклад (тарифная ставка) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

ОКПДТР - Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

ОКУД – Общероссийский классификатор управленческой документации.

Организационная сруктура системы управления персоналом - совокупность устойчивых взаимосвязей подразделений и должностных лиц, обеспечивающих выполнение задач по укомплектованию кадрами организации. Совокупнось подразделений и должностных лиц - носителей функций управление персоналом - представляет собой службу управления персоналом. Основным этапом построения оргструктуры службы управления персоналом является формирование связей между ее звеньями. Для систем управления персоналом выделяют три классических вида структурных связей:
- линейная (непосредственное административное подчинение);
- функциональная (методическое обеспечение, консультирование смежного подразделения);
- линейно-функциональная (привлечение более компетентных руководителей, персональная ответственность исполнителей).

Организационный стресс (organizational stress) - психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре, а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.
К организационным стрессам относятся также ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности для определенных профессий (летчики, космонавты, диспетчеры АС и др.).
Общим признаком и главной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Значимыми причинами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат.
Несоответствие между личностью и организационной средой может проявляться на нескольких уровнях:
субъективном, поведенческом, когнитивном, физиологическом, организационном.

Основные средства(Property, plant and equipment, fixed assets) - долгосрочные материальные активы, приобретенные не для перепродажи и используемые в хозяйственной деятельности. К ним относятся земля, здания, сооружения, машины и оборудование, транспорт, мебель и т.п.

Оценка персонала
Система оценки персонала - это набор нескольких инструментальных систем, прочно связанных с тремя функциями управления персоналом: Подбор и расстановка персонала, Мотивация, компенсации и льготы, Обучение и развитие.
Оценка всегда подразумевает наличие критериев оценки (шкалы, компетенции, KPI) и идеального «портрета» сотрудника.
Результаты оценки эффективности труда сотрудника чаще всего применяется для построения системы компенсаций и мотивации персонала.

П

Паралингвистика – наука, изучающая невербальные компоненты, сопровождающие речь: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т. п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.

Персонал организации - совоукупность физических лиц, состоящих с организацией как с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
По принципу участия в производственной деятельности персонал делится на 2 категории:

- промышленно-производственный - занятый производством и его обслуживанием;
- непромышленный - находящийся на балансе предприятия (работники ЖКХ, детских, врачебно-санитарных учреждений и пр.).
В состав промышленно-производственного персонала входят: рабочие, служащие, специалисты и руководители (по характеру выполняемых функций).
Рабочие - лица, непосредсвенно участвующие в процессе создания материальных ценностей (оказания услуг).
К основным относят рабочих, занятых непосредсвенно изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических линий и т.п.).
К вспомогательным - рабочих, которые обслуживают производственные процессы, выполняемые основнми рабочими (наладчики, ремонтники, складские рабочие, уборщики и пр.).
Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятия, сруктурных подразделений (директор, главный бухгалтер, главный инженер, их заместители и т.д.).
Специалисты - работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и др.работами (бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, инспекторы, экономисты, юристы и др.).
Служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, коменданты, секретари, кассиры и пр.).
По характеру и сложности выполняемых работ весь персонал для целей планирования потребностей группируется по профессиям, специальностям и квалификации.
Профессия - род деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, позволяющих выполнять определенный вид работы.
Специальность - комплекс знаний в рамках той или иной профессии (слесарь-инструментальщик).
Квалификация - степень и уровень подготовки работника. Характеризует степень сложности выполняемого им конкретного вида работы. Для специалистов и служащих уровень их квалификации определяется, как правило, на основе уровня специального образования с корректировкой в последующем по итогам проводимых аттестаций. Для рабочих уровнем квалификации служит тарифный разряд, присваиваемый по итогам проводимых испытаний.

Перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов  (других людей, самих себя,групп, др.социальных обществ).

Перцептивный тренинг (перцепция от лат.perceptio – представление, восприятие). Принцип перцептивного тренинга – направленность и достаточность действия. Основная задача – развить у человека умение действовать осознанно, логично, последовательно, быстро, через минимум усилий добиваться максимального результата.
В процессе перцептивного тренинга происходит трансформация привычного восприятия, приобретаются навыки внутренней концентрации, сознательности и избирательности действия в любых ситуациях, развиваются способность принимать решения и самодисциплина.
 

Планирование кадрового резерва - прогнозирование персональных продвижений, их последовательности и соотвествующих мероприятий; требует прорабоки всей цепочи продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников.

Повременная оплата труда - применяется в тех случаях, когда не представляется возможным пронормировать затраты труда или заработная плата начислятеся исходя из числа отработанных часов и квалификации работника, определенной с помощью тарифной ставки или должностного оклада. Может быть индивидуапльная, когда планирование и учет заработной платы ведутся по отдельным работникам, и коллективная, когда оплачивается труд целого подразделения (бригады).

Проксемика (Э.Холл, 1966г.) – изучает характер использования пространства при общении, невербальные знаки, закодированные в дистанции и ориентации.

Просодика - отображает ритмико-интонационные стороны речи: темп, тембр, высоту, громкость голоса, фазовое и лексическое ударение, акцент.

Профессиограмма (от лат. Professio - специальность, Gramma - запись) - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя
психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Профессиональная деформация личности
изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.
Профессиональная деформация проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются Административный Восторг, Управленческая Эрозия и Синдром Эмоционального Сгорания.

Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.

Профиль должности - документ, включающий перечень требований к знаниям, навыкам, квалификации, компетенциям и пр. сотрудника (кандидата), необходимым для успешного выполнения должностных обязанностей. Используется как для подбора кандидатов при приеме на работу, так и при оценке и аттестации сотрудников.

Процессуальные теории мотивации - учения, основанные на поведении людей с учетом их восприятия и познания действительности. Процессуальные теории мотивации концентрируют внимание на выборе поведения, способного привести к желаемым результатам. Они исходят из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученныетрудовые результаты, которые можно измерить. К процессуальным теориям мотивации относятся теории ожидания (К.Левин), справедливости, подкрепления (оперантного обусловливания), человеческих отношений, модель выбора риска (Д.Аткинсон).

Психодиагностика (Ф.Гальтон, 1884г.) – выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей человека.

Психолингвистика – (psycholinguistics) – самостоятельное научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии.. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно. Объектом исследования отечественной  психолингвистики является совокупность речевых событий или речевых ситуаций, а предметом соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной "образующей" образа мира человека, с другой.


Р


Рестрикционизм (англ. restriction - ограничение) - сознательное ограничение работниками своей производительности труда, использование не в полную силу своих физических и умственных способностей при выполнении служебных обязанностей. Может выступать формой пассивного сопротивления нововведениям или саботажа со стороны сотрудников, а также служит признаком скрытой текучести кадров.

«Розовые воротнички» - женский персонал, не имеющий высокой квалификации: секретарей, телефонисток, нянь и т.п.

Ротация кадров (от лат. rotatio - круговое движение) - метод формально-номенклатурного прохождения ключевых должностей специалистами различных уровней для ускорения своего служебно-профессионального роста.




C

Сдельная оплата труда - предусматривает оплату труда исходя из фактически выполненного объема работ в натуральных измерителях (единицах готовой продукции) и установленных нормативов заработной платы (расценок) на единицу готовой продукции.

Семиотическая функция психики - cвойственная человеку способность создавать и использовать знаковые системы-символы, представляющие или замещающие реальные объекты и оперировать ими как с реальными объектами, которые они представляют. Женщины более симиотичны (например, больше внимания обращают на знаки в одежде, более суеверны).

«Серые воротнички» - сотрудники социальной инфраструктуры (от цвета униформы).

«Синие воротнички» (blue-collar workers) - рабочие, занимающиеся физическим трудом. Раньше в западных странах рабочую одежду шили из практичного материала синего цвета - отсюда и название.


Социализация - постепенный процесс принятия человеком определенных общепринятых ценностей и норм поведения в рамках общества, отрасли, организации.

Социальное иждивенчество - один из психологических феноменов, являющихся следствием существования в трудовом коллективе неформальных рабочих групп. Суть его заключается в том, что члены группы работают менее напряженно, чем люди, работающие в одиночку. Одно из объяснений социального иждивенчества заключается в том, что члены групп рассчитывают «затеряться в толпе» таким образом, чтобы их не слишком активный труд остался незамеченным. Мужчины более склонны к социальному иждивенчеству, нежели женщины. Жители стран Востока — представители культуры, для которой характерны коллективизм и ориентированность на группу, — менее склонны к нему, нежели носители традиций западных, более индивидуалистичных культур.
Кроме того, доказано, что чем выше сплоченность группы (т.е. степень близости между ее членами), тем менее вероятно проявление в ней социального иждивенчества.

Стандартизированность (теста) - возможность получения нормативных показателей оценки.

«Стеклянный потолок» - термин американского менеджмента, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщины по служебной лестнице. Эта форма дискриминации описывается как «барьер настолько незаметный, что он прозрачен, но в то же время настолько основательный, что препятствует женщинам и представителям различных меньшинств продвигаться в управленческой иерархии».

Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: Директивный стиль (авторитарный); Демократический стиль (коллегиальный); Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Стратификация - расслоение, образование в организации прослоек из людей, пользующихся различным статусом и разными благами.



Т

Тарифная система - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование заработной платы различных категорий персонала. Составными элементами тарифной системы являются: тарифные ставки, квалификационные разряды, должностные оклады, квалификационные категории.

Тарифная ставка - выраженный в денежной форме размер оплаты труда рабочего за единицу рабочего времени (чаще - часовые и дневные тарифные ставки). Расценки для оплаты труда рабочих-сдельщиков определяются исходя из тарифной ставки соответствующего разряда работ, а для рабочих-повременщиов рассчитываются исходя из присвоенного разряда и отработанного времени.

Такесика - совокупность тактильных проявлений человека в процессе коммуникации: прикосновения, рукопожатия, похлопывания, объятия, поцелую и др. 

Текучесть кадров — одна из ключевых проблем для любой организации. Можно выделить два вида текучести кадров — физическую и психологическую (скрытую). Физическая текучесть кадров охватывает тех работников, которые в силу разных причин увольняются и покидают организацию. Скрытая или психологическая текучесть кадров возникает у тех сотрудников, которые внешне не покидают организацию, но фактически уходят из нее, выключаются из организационной деятельности.


У


Управление персоналом - это область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом и оптимальное его использование. Управление персоналом включает в себя: Поиск персонала, Подбор и отбор персонала, Оценку персонала, Обучение и развитие персонала, Управление корпоративной культурой, Управление бизнес-коммуникациями, Мотивацию персонала, Организацию труда.

Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».

УСОРД – Унифицированная система организационно-распорядительной документации (постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и т.п.). 

Установка личности - постоянная готовность личности чуствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.
Компоненты установки:
- аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь, ненависть, симпатия и анттипатия) формирует отношение к объекту, предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки;
- когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы активности;
- конативный (действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) компонент определяет способ включения поведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам. Это непосредственно наблюдаемый компонент, который может не совпадать с вербально выраженной готовностью вести себя определенным образом по отношению к конкретному объекту, субъекту или событию.
Свойства установок: приобретенность, относительная устойчивость, вариативность, направленность.
4 функции установок личности: защитная; функция самореализации (или ценностно-экспрессивная); инструментальная, адаптивная (или утилитарная); систематизации или организации знания (познания) или экономии.



Ф


Фасилитатор - помощник ведущего круглых столов, семинаров, тренингов и т.д.
Цель фасилитатора - поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу.

Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь, франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Франшиза (фр.franchise – льгота, вольность) – 1) предусмотренная условиями страхования часть убытков лица, страхующего имущество, не подлежащая возмещению со стороны страховщика; 2) право на франчайзинг, то есть на создание коммерческого предприятия, торгующего продукцией своего старшего партнера; 3) предприятие, созданное на основе франчайзинга.

Феномен "двигательное эхо" - при коммуникации в группе повторяется характерный жест всеми присутствующими. Исследования психологов показали, что,если при общении люди используют одинаковые жесты, то воспринимают друг друга как родственные души.

Феномен квазиухаживания - комплекс знаков готовности к ухаживанию: повышенный мышечный тонус, подтяжка кожи под глазами, на скулах и подбородке, расправление плеч, втягивание живота, уменьшение сутулости, приглаживание волос, поправление деталей одежды, обновление макияжа, закидывание ноги на ногу с демонстрацией белья, бедра.

Физический износ (Physical deterioration) - наряду с моральным износом одна из двух причин ограниченного срока полезной службы долгосрочных активов. Связан с частичной или полной утратой основными средствами своих первоначальных свойств в процессе эксплуатации.

Франчайзинг
(от англ.Franchising) – форма бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает другой компании или частному лицу (франчайзи) права (франшизу) на использование своей торговой марки, производственных/маркетинговых знаний и различных know-how.

Фронт-офис – сотрудники компании, непосредственно осуществляющие работу с клиентами


Х

Харизма - качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям (М. Вебер)



Ц

Циклотимики (в противовес Шизотимикам) - выделил Кречмер. Для них характерны смены настроения (от возвышенного и подвижного, до депрессивного и ригидного), есть риск, что со временем разовьётся маниакально-депрессивный психоз. Люди общительные, открыто, бурно, адекватно реагируют на положительные импульсы, имеют склонность к творческой деятельности.



Ч

Человеческий потенциал - нереализованные способности и уровень развития человека, социальной группы, общества.



Ш


Штат – это состав работников организации, определяемый руководством на определенный период.

Штатная единица – это должностная или рабочая единица, предусмотренная штатным расписанием предприятия.

Штатное расписание – организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура организации, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов. Также в штатном расписании (ШР) отражается размер надбавок и доплат, существующих в данной организации, применительно к конкретным должностям.


Э


Эйдетический образ — субъективная представленность предметов или композиций из них в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку. В отличии от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. Эйдетические образы наиболее часто встречаются у детей младшего и  подросткового возраста, у взрослых же — достаточно редко.

Экстралингвистика - включение в речь пауз, покашливаний, плача, смеха, вздохов и т.п.


Ю

Юстресс - позитивный стресс, ведущий к повышению интенсивности, продуктивности и эффективности деятельности сотрудника.








Hosted by uCoz