На главную        Трудовая книжка


В трудовой книжке допущена ошибка: в записи об увольнении (уволена по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) не дана ссылка на часть первую статьи ТК РФ.

Как исправить, если запись закрыта следующей?

    В документах, регламентирующих ведение и заполнение трудовых книжек, требование указывать в трудовых книжках часть первую статьи в записях об увольнении по основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК РФ, появилось только 22 марта 2008г. В этот день вступило в силу постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 132, которым вносились изменения в постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках».

    Упомянутое изменение было весьма запоздалой реакцией на поправки в Трудовой кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Тем не менее до настоящего времени в Правилах ведения и хранения трудовых книжек отсутствуют аналогичные требования указывать части статьей при прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст. 81 (по инициативе работодателя) и ст. 83 (по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) ТК РФ. Такие требования (об указании части статьи) до сих пор отсутствуют и в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв.постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

    Конечно, можно говорить, что в настоящее время эти подзаконные акты противоречат положениям Кодекса, предписывающего ссылаться при увольнении на соответствующий пункт, часть статьи и статью ТК РФ, а значит, должны применяться положения закона. Но нужно иметь в виду, что запись об увольнении по собственному желанию без указания части первой ст. 77 ТК РФ не является серьезной ошибкой, которая может повлечь для работника какие-либо последствия в виде ущемления (нарушения) его прав и гарантий, в т.ч. при назначении пенсии.

    Из вопроса можно понять, что ошибка в записи об увольнении в трудовой книжке обнаружилась после того, как была внесена запись о приеме на работу к другому работодателю («запись закрыта следующей»). Полагаем, что если работник не требует исправить эту непринципиальную ошибку (неточность), то вполне можно оставить такую запись без изменений.

    Если же работник требует внести соответствующую запись, то следует учесть: работодатель по новому месту работы может внести исправления в трудовую книжку только на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку (неточность). Таким документом может быть соответствующим образом заверенная копия приказа (распоряжения) работодателя об увольнении. Новый работодатель в этом случае обязан оказать работнику необходимую помощь в получении этого документа. Однако, скорее всего, запись в трудовую книжку сделана в точном соответствии с приказом, и предыдущему работодателю, прежде чем выдать требуемую копию, придется внести изменения в приказ о прекращении трудового договора.



Можно ли оформить работнику вторую трудовую книжку?

Можно.

Но только если сотрудник, устраивающийся на новую работу, письменно заявит о пропаже или отсутствии первоначально оформленной книжки. Тогда никаких штрафных санкций за это со стороны трудовой инспекции можно не опасаться. Ведь вообще по закону у человека может быть лишь одна трудовая книжка, являющаяся основным документом о его трудовой деятельности и трудовом стаже (ст.66 Трудового кодекса РФ).

В новую книжку надо заносить строго те сведения, в подтверждение которых будущий работник смог представить документы (например, трудовые договоры). При этом записывают суммарный стаж работы, а уточнять, где конкретно, сколько и на какой должности работал сотрудник, не надо (п.32 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003г. №225).

Оформить вторую трудовую книжку можно, если сотрудник, устраивающийся на новую работу, письменно заявит о пропаже или отсутствии первоначально оформленной книжки. Тогда никаких штрафных санкций за это со стороны трудовой инспекции можно не опасаться. Ведь вообще по закону у человека может быть лишь одна трудовая книжка, являющаяся основным документом о его трудовой деятельности и трудовом стаже.

В новую книжку надо заносить строго те сведения, в подтверждение которых будущий работник смог предоставить документы (например, договоры, справки от предыдущих работодателей). При этом записывают общий суммарный стаж работы, а уточнять где конкретно, сколько и на какой должности работал сотрудник не надо.  Оформлять же новую книжку взамен утраченной просто со слов сотрудника нельзя.



Д.Конькова
советник отдела правового регулирования в сфере труда
Правового управления Федеральной службы по труду и занятости



Уволенный за прогул сотрудник обратился в суд, но его не восстановили. Однако из-за того, что мы не потребовали у сотрудника письменное объяснение, суд изменил основание для увольнения с подпункта «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (прогул) на ст. 80 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию). Как правильно оформить запись об увольнении в трудовой книжке?

В данном случае заменить формулировку увольнения можно в обычном порядке. В трудовой книжке необходимо сделать новую запись: «Запись за № ХХ недействительна, уволен по собственному желанию, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ». Кроме того, нужно сделать новый приказ об увольнении сотрудника по собственному желанию, и в графе 4 сделать на него ссылку. Такой порядок предусмотрен Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10 октября 2003 года № 69.



Д.Н.Языков
Начальник сводно-аналитического отдела
Государственной инспекции труда в г.Москве


Как отразить в трудовой книжке то, что человек восстановился на работу через суд?

Если сотрудник восстановился на работу по решению суда,  трудовую книжку нужно заполнить  в следующем порядке. В графе 1 нужно указать порядковый номер записи, в графе 2 – дату внесения записи. В графе 3 сделать  запись примерно следующего содержания «Запись за номером таким-то недействительна. Восстановлен на прежней работе решением суда». То есть, недействительной  признается запись, которой ранее был уволен сотрудник.

Основанием для восстановления, которое требуется указать в графе 4, будет приказ руководителя о восстановлении работника. Этот документ надо издать со ссылкой на решение суда.



А.Ещенко
начальник отдела Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
Федеральной службы по труду и занятости



Чиновники разъяснили, как восстановить трудовые книжки, утерянные при пожаре

Сотрудники Минздравсоцразвития в письме от 06.08.2010 г. № 12-3/10/2-6752 разъяснили, что делать компаниям, которые из-за пожаров утратили трудовые книжки работников. Один из способов восстановить информацию – опросить свидетелей, работавших раньше вместе с сотрудниками.


Информационное письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 № 12-3/10/2-6752. О восстановлении трудовых книжек, утраченных в результате стихийных природных пожаров.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 6 августа . № 12-3/10/2-6752

О ВОССТАНОВЛЕНИИ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК ГРАЖДАН,

УТРАЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ СТИХИЙНЫХ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ

В связи с возможностью утраты гражданами в результате стихийных природных пожаров в июле - августе 2010 года трудовых книжек Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает.

В соответствии с пунктом 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003г. № 225 (далее - Правила), лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.

Согласно Правилам при оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами; сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.

Дубликат трудовой книжки оформляется в соответствии с Правилами и возвращается ее владельцу.

В случае массовой утраты работодателем трудовых книжек работников в результате пожаров трудовой стаж этих работников устанавливается комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав такой комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы у данного работодателя осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т.п.), а в случае их отсутствия - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе. Если работник до поступления к данному работодателю уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.

По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника. Работодатель на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. В случае если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.

Дубликат трудовой книжки заполняется в порядке, установленном пунктом 7 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября . № 69.

Согласно данному пункту если работник до поступления в данную организацию (к данному работодателю) уже работал, то при заполнении дубликата трудовой книжки в разделе "Сведения о работе" в графе 3, прежде всего, вносится запись об общем и/или непрерывном трудовом стаже работы в качестве работника до поступления в данную организацию (к данному работодателю), подтвержденном соответствующими документами. Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения, у какого работодателя, в какие периоды времени и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки.

После этого общий и/или непрерывный трудовой стаж работы, подтвержденный надлежаще оформленными документами, записывается по отдельным периодам работы в следующем порядке: в графе 2 указывается дата приема на работу; в графе 3 записывается наименование организации (работодателя), где работал работник, а также структурное подразделение и работа (должность), специальность, профессия с указанием квалификации, на которую был принят работник.

Если представленными документами подтверждается, что работник переводился на другую постоянную работу в той же организации (у того же работодателя), то об этом также делается соответствующая запись.

Затем в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора), а в графе 3 - причина (основание) увольнения, если в представленном работником документе имеются такие данные.

В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения.

В графе 4 указывается наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу. Работодатель обязан оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю.

Просим довести указанную информацию до заинтересованных организаций и граждан, организовать содействие гражданам в восстановлении трудовых книжек.


Компания постепенно прекращает свою деятельность, почти все сотрудники уволились. Однако в учете еще числятся бланки трудовых книжек и вкладышей к ним. Как лучше поступить с данными ценностями: продать или утилизировать?


Смотря насколько бланки пригодны для использования. Если трудовые книжки и вкладыши к ним испорчены (например, испачканы обложки), то их нужно утилизировать, о чем составить соответствующий акт. Данный алгоритм действий приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003г. № 225.

Если же бланки можно применить по прямому назначению, лучше их продать. Это позволит не только выручить хоть какие-то деньги и покрыть расходы на покупку трудовых книжек, но и избежать претензий налоговиков. Дело в том, что если компания просто уничтожит бланки, то контролеры запросто могут посчитать эту операцию лишенной деловой цели.

Вдобавок к этому инспекторы потребуют еще и восстановить «входной» НДС, принятый к вычету со стоимости бланков. Ведь организация так и не использовала трудовые книжки и вкладыши в деятельности, облагаемой налогом (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Но, конечно, проблемы с НДС могут возникнуть лишь у тех компаний, которые признаются плательщиками данного налога.

М.Абрамова
исполнительный директор правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»



Как исправить запись об увольнении, заверенную не «той» печатью

Если запись об увольнении работника заверена печатью кадровой службы, «для документов», а не печатью организации, при проверке компанию и должностных лиц могут оштрафовать по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правда, так как нарушение малозначительное, его можно обжаловать, ссылаясь на статью 2.9 Кодекса.

Кроме того, новый работодатель бывшего сотрудника может усомниться в том, что запись об увольнении действительна и трудовой договор расторгнут на самом деле. Ему потребуются дополнительные справки и письменные запросы.

Поэтому, чтобы избежать негативных последствий как для себя, так и для работника, рекомендуем дополнительно проставить в трудовой книжке «правильную» печать. Заметьте, что зачеркивать не «ту» печать, поставленную первоначально, не нужно.


М.Симонов
юрист компании Capital Legal Services


Запись в трудовой книжке о назначении генерального директора можно сделать на основании приказа или решения общего собрания учредителей.

Письмо Роструда от 22 сентября 2010 г. № 2894-6-1.

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено письмо от 24.08.2010 N 104. Сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

В указанных ситуациях единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор, президент) издает приказ о вступлении в должность или приступлении к исполнению обязанностей.

В соответствии с п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, при приеме работника на работу в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу.

Данная формулировка позволяет сделать вывод, что назначение на должность помимо приказа может быть оформлено и иным решением.

Таким образом, в ситуации, изложенной в письме, при внесении записей в трудовую книжку о назначении генерального директора в графе 4 можно сделать ссылку на решение общего собрания участников (иное решение работодателя) либо на приказ генерального директора о вступлении в должность.

Начальник
Правового управления Роструда
А.В.АНОХИН


Сотрудники Роструда разъяснили, какую запись нужно сделать в графе 4 трудовой книжки, оформляя на работу директора ООО.

Руководитель организации назначается на должность общим собранием участников. Об этом говорится в статье 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». После этого он сам должен издать приказ (распоряжение) о вступлении в должность.

Из этого чиновники делают следующий вывод. Запись о назначении руководителя в его трудовую книжку может быть сделана на основании любого из этих двух документов — решения общего собрания учредителей или приказа (распоряжения) самого директора. Свою позицию сотрудники Роструда также подтвердили ссылкой на пункт 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.



До работы в нашей компании работник работал как индивидуальный предприниматель и трудовой книжки у него не было. Как в этом случае следует определять продолжительность страхового стажа для выплаты пособий по временной нетрудоспособности?



Предприниматели собственные трудовые книжки не ведут. В то же время сотрудники, которые раньше самостоятельно занимались бизнесом, имеют право на пособие, рассчитанное исходя из их страхового стажа. Подтвердить его можно документами, которые перечислены в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа… (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. № 91). Так, сотрудник может представить:
— справки архивных учреждений или документы финансовых ведомств (если работник занимался бизнесом до 1 января 1991 года);
— справки из территориальных отделений ФСС России об уплате взносов (если сотрудник работал как индивидуальный предприниматель с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года и после 1 января 2003 года).

Заметьте, что в 2001—2002 годах предприниматели не платили ЕСН в части, зачисляемой в ФСС. С 1 января 2003 года появилась возможность платить страховые взносы добровольно согласно Федеральному закону от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ. Поэтому с этого момента стаж считается только у тех бизнесменов, которые перечисляли взносы по собственной инициативе. А период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года при подсчете страхового стажа выпадает, что подтвердил Конституционный суд РФ в определении от 7 февраля 2003 г. № 65-О.

Собрать все документы придется самому работнику. Допустим, заболевший сотрудник, который ранее занимался бизнесом, не представил бумаги, подтверждающие его страховой стаж. Тогда его больничный лист следует оплатить с учетом того, сколько времени он отработал по трудовому договору.

В.П.Дробыш
ведущий эксперт



Hosted by uCoz