На главную


Эмоциональный интеллект лидера

 
Является ли IQ судьбой? Не настолько, насколько мы думаем. Человеческий интеллект невероятно узок и наши эмоции играют гораздо большую роль в мышлении, принятии решения и личном успехе, чем это обычно признается.

Эмоциональный интеллект включает самосознание и контроль импульса, настойчивость, энтузиазм и мотивацию, эмпатию (сочувствие) и социальную ловкость. Это те качества, которыми отмечены преуспевающие люди: их отношения процветают, они – звезды на работе.

 

Забудьте IQ. Умственные способности (мозги) могут пригодиться, как и социальный класс и удача, но, как предсказатель того, кто будет преуспевать в любой области жизни, EQ – то, о чем нужно беспокоиться.

Высокий уровень интеллекта, измеряемого с помощью показателя IQ, вовсе не гарантирует успех в бизнесе  карьере. А эффективность деятельности руководителей вообще на 80% завит от наличия у них эмоционального интеллекта ( EQ ).

 
Психолог Дениэл Гоулмен считает, что «самые эффективные лидеры все схожи в одном важном аспекте: они все в высокой степени обладает тем, что называется эмоциональным интеллектом. Не следует считать, что IQ и технические навык несущественны. Они важны, но главным образом, как «необходимые условия», то есть предварительные требования для менеджериальных должностей».

Эмоциональный интеллект – это sine qua non  лидерства. Без него человек может иметь лучшее образование в мире, проницательный, аналитический ум и бесчисленное множество потрясающий идей, но все равно не состояться как хороший Лиде».

 

Эмоциональный интеллект лидера влияет на результаты его деятельности следующим образом: каждый руководитель создает вокруг себя определенную атмосферу или климат. Под климатом понимается сочетание шести основных факторов, формирующих среду в любой организации:

- гибкость, определяющая, насколько свободно чувствуют себя сотрудники, проявляя инициативу и внедряя инновации;

- ответственность людей по отношению к организации;

- ощущение каждого сотрудника, что его работа справедливо оценивается и вознаграждается;

- ясность понимания стоящих перед компаний задач и ее ценностей;

- преданность общей цели организации;

- уровень устанавливаемых в компании стандартов.

 

Исследованиями доказано, что созданный лидером климат влияет на финансовые показатели деятельности предприятия – норму прибыли, рост доходов, рентабельность. Разумеется, эффективность деятельности компании во многом определяется экономическими условиями и конкурентной ситуацией, но на одну треть она зависит от климата в самой организации.

По мнению Гоулмена, «это слишком большая величина, чтобы ее игнорировать!»

 
Климат, создаваемый лидером, зависит в первую очередь от стиля его руководства.

Выделяют шесть стилей: диктаторский, авторитетный, партнерский, демократический, образцовый и наставнический.

Владением каждым из этих стилей зависит от особенностей эмоционального интеллекта конкретного руководителя.

 

Лидеры-«диктаторы» требуют немедленного исполнения всех своих указаний. Их девиз – «Делай, как я сказал». Эмоциональный интеллект таких руководителей характеризуется стремлением к достижению результатов,  инициативностью, самоконтролем. Данный стиль эффективен, если организация находится в состоянии кризиса, необходимы серьезные перемены, требуется взаимодействие с «трудными» подчиненными.

 

«Авторитетные» лидеры мобилизуют массы на осуществление своих идей. Они умеют вдохновить подчиненных, излагая им свои идеи. Их девиз – «Все за мной!». Особенности их эмоционального интеллекта – самоуверенность, эмпатия, стремление к переменам. Данный стиль востребован, когда требуется изменить общий курс и для этого необходимы новые идеи.

 

Лидеры-«партнеры» создают вокруг себя атмосферу мира и согласия, устанавливают дружеские отношения. Их девиз – «Самое главное – люди!». Эмоциональный интеллект такого человека характеризуется эмпатией, умением наладить отношения, широким общением. Этот стиль особенно эффективен, когда в коллективе существуют проблемы и конфликты или необходимо найти новую мотивацию для сотрудников.

 

«Демократичные» руководители умеют вовлечь всех в процесс работы и добиваются единства во взглядах. Их девизом может быть фраза: «А Вы что скажете?».  Для них характерно сотрудничество,  коллективное руководство, общение. Такой стиль необходим, когда нужно достичь согласия во взглядах, вызвать чувство сопричастности или получить важную информацию от ценных сотрудников.

 

Лидеры «образцового» стиля показывают подчиненным личный пример и ждут от них отличной работы и целеустремленности. Они задают высокие стандарты, провозглашая лозунг: «Делай, как я!» Сейчас!» Их интеллект характеризуется сознательностью, стремлением получить результат, инициативностью. Этот стиль хорошо подходит, когда нужно быстро добиться результатов от мотивированной и компетентной команды.

 

Лидеры-«наставники» - это руководители, которые готовят сотрудников к успехам в ближайшем будущем. Они развивают подчиненных, предлагая: «Попробуйте это». Их эмоциональный интеллект характеризуется следующими чертами: поощрение, развития других, эмпатия, самоанализ. Такой стиль необходим для того, чтобы помочь работникам поднять производительность и развить свои индивидуальные достоинства.

 
Определенный стиль руководства необходим в конкретной ситуации. И только в ней он окажет благотворное влияние на климат компании. Поэтому хороший лидер должен уметь применять все шесть стилей, выбирая оптимальный для данного момента. А для этого необходимо обладать развитым эмоциональным интеллектом. Ведь если данный интеллект развит слабо или однобоко, руководитель будет склоняться к одному-двум стилям. А этого явно недостаточно!

 
Лидеры, добивающиеся лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими стилями управления. Чем больше стилей в арсенале руководителя, тем лучше. Самый хороший климат и самые высокие показатели производительности отмечаются в тех компаниях, руководители которые управляют с помощью четырех и более стилей, особенно если  среди них есть авторитетный, демократичный, партнерский и наставнический. Самые успешные руководители умеют почти незаметно переходить от одного стиля к другому в зависимости от ситуации.

 
В реальности мало кто из лидеров умеет пользоваться всеми шестью стилями управления. Но стремиться к этому все же стоит. В принципе, любой руководитель, в зависимости от структуры своего эмоционального интеллекта, может пойти двумя путями.

Первый путь – все же освоить как можно больше стилей. Для начала нужно изучить себя и понять, на каких особенностях эмоционального интеллекта основаны те стили управления, которыми вы не владеете. Затем следует начать развивать недостающие качества.

Второй путь – взять в свою команду людей, которые сильны там, где слабы вы.

 

 

 




Hosted by uCoz